Карта сайта

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»

Воспитатель Снежко О.А.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Игрушки, способствующие развитию мелкой моторики детей

Игры с конструкторами, кубиками способствуют развитию тонкой моторики

Занятия по лепке, рисованию, аппликации, влияют не только на развитие мелкой моторики детей, но и развитие их творческих способностей.

Различные упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики у детей, очень важны для правильного развития ребенка в целом. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

Для развития мелкой моторики малышей воспитатели используют также и различные виды театра, в том числе и пальчиковый театр.

Развитию мелкой моторики также способствуют различные игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия, что хорошо достигается при помощи игр с природным материалом (песок, шишки и прочее).

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке, ходьба по дорожкам и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы (рук, ног). Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.


Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и.т.д.

Игра с крупой

Насыпьте в тарелочку горох, с какой либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку (можно применять различные вариации с разноцветными крупными бусинами и прочим).

Игра с грецкими орехами

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом, чтобы заинтересовать ребёнка можно приговаривать слова: «Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех».

Игра с массажными мячиками

Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом для лучшего запоминания упражнения можно приговаривать слова:

Тише мяч не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.

Игра с карандашами

Манипуляции с цветными карандашами:   зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом.

Чудо – прищепки

При помощи прищепок,  можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т.п. (солнышко,  ёжик – плоскостные изображения).

Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения

  • «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Поздороваться» пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки – «бегает» по столу.
  • «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) «идет» по столу.
  • «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.