Карта сайта

Консультации логопеда

Презентация логопеда

Сеанс здоровья для детей ясельной группы

  1. Упражнения на развитие слухового внимания «Кто как

кричит?»
Воспитатель изображает то детёнышей, то их мам, а дети называют или показывают картинку.

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики «Фонарики».

«Фонарики зажглись» (пальцы выпрямить). «Фонарики погасли» (пальцы сжать) «Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают! (На «раз пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два» пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты).

  1. Упражнение на развитие речевого дыхания, голоса

«Поезда»
Воспитатель, а потом дети гудят: «Ту-ту-ту! (Громко – тише – тихо)

  1. Артикуляционная гимнастика «Бегемотик – улыбка –

хоботок»
«Бегемотик» - широко раскрыть рот, как при звуке «А». «Улыбка» - улыбнуться, обнажая зубы. «Хоботок» - губы вытянуть трубочкой. Удерживать губы в каждом положении 5 секунд, затем их расслабить и повторить каждое движение губ 3-4 раза.

  1. Упражнение на развитие просодий речи

Пропевание гласных: А – У – И (с ударением, с модуляцией голоса!?)
А – У – И. А – У – И. А – У – И. А – у – и ! А – у – и ?

Сеанс здоровья для детей  2 младшей группы.

  1. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, кто это?»

Воспитатель воспроизводит звукоподражания: кваканье, лай, мяуканье, дети должны узнать и назвать животное. (Использовать картинки, сообщить, что в гостях собачка Филя и её друзья).

  1. Упражнение на развитии мелкой моторики «Покажи животное».

Воспитатель с помощью складывания пальцев показывает животных, сопровождая стихами. (Заяц, коза, собачка, мышка, лягушка).
Заяц – указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные пальцы прижаты к ладошке, большой палец сверху. Коза – Указательный и мизинец подняты вверх, остальные прижаты к ладошке, большой сверху. Собачка -  ладошка повёрнута к себе, все пальцы вытянуты, большой палец поднят вверх, мизинец двигается вверх – вниз. И т.д.

  1. Упражнение на развитие речевого дыхания «Мыльные пузыри».
  1. Артикуляционная гимнастика.

«Лягушата – хоботок – бегемотик – собачка – хомячок – лошадка»
Лягушата – широкая улыбка, зубы обнажены. Хоботок – губы трубочкой. Бегемотик – рот широко открыт. Собачка – движения языком между губами. Хомячок – упираем кончик языка то в левую, то в правую щёчку. Лошадка – щёлкать язычком.

  1. Упражнение на развитие просодий речи, мимики.

Воспитатель показывает пиктограммы  и предлагает изобразить настроение: радость – грусть – радость. Повторить фразу: «Филя, мы тебя ждём!», меняя настроение.

Сеанс здоровья для детей средней группы.

  1. Упражнение на развитие слухового восприятия «Узнай звук».


Воспитатель знакомит с символами гласных звуков (А – Аня плачет, У – паровозик гудит, О – Оля стонет и т.д.). Дети произносят протяжно гласные звуки вместе с воспитателем. Затем дети по картинкам-символам самостоятельно воспроизводят их.

  1. Пальчиковая гимнастика. Знакомство с названиями пальцев (колпачок на каждый пальчик). Пальчики «здороваются».

Здравствуй, Иван – большак! Здравствуй, Васька – указка, Мишка – серёдка, Гришка – сиротка, да крошка – Тимошка! (соединяем большой палец поочерёдно с каждым).

  1. Упражнение на развитие речевого дыхания «Лети, бабочка». (Использовать пособие).
  1. Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом Язычке».

Включение упражнений: улыбка – хоботок, лопатка – иголка, качели, лошадка.
«Жил – был Язычок. Язычок был весёлым и всё время улыбался. Вот так: «улыбка». Встретил Язычок на пути слонёнка и очень удивился его носу – хоботу и потянул губами «хоботок». Язычок наш любил трудиться и купил себе «лопатку», вот какую и «иголку», вот такую. После работы Язычок отдыхал, качался на «качелях», вот так и катался на «лошадке», вот так».

  1. Упражнение на развитие просодий речи, мимики.

Воспроизведение фраз из сказки «Три медведя»: «Кто сидел на моём стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал на моей кровати?» с разным тембром голоса.

Сеанс здоровья для детей старшей группы.

  1. Упражнение на развитие фонематического слуха «Поймай звук».

Воспитатель предлагает хлопнуть ладошками («поймать» звук), если услышат звук А.

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Синхронизация движений рук, пальцев и речи.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы сжимаем в замок). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (одноимённые пальцы обеих рук касаются друг друга одновременно). 1, 2, 3, 4, 5 (одноимённые пальцы обеих рук касаются друг друга поочерёдно). Начинай считать опять (стряхнули кисти рук). 1, 2, 3, 4, 5 (тоже движение). Мы закончили считать. (Сжать кулачки спокойно).

  1. Упражнение на развитие фонационного дыхания

«Весёлые звуки»
Пропевание на одном выдохе гласных звуков А, У, О, И, Э. Сначала поём один звук, два звука, постепенно количество песенок можно увеличивать.

  1. Артикуляционная гимнастика. (Показ слайдов, картинок).

Выполняя упражнения, можно использовать короткие стихи.

  1. Упражнение на развитие дикции речи.

Проговаривание скороговорок по три раза с увеличением темпа речи.
«От топота копыт пыль по полю летит»

Сеанс здоровья для детей подготовительной группы.

  1. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Выделение звука  из слова с учётом позиции. Можно использовать пособие «Зинька».

  1. Пальчиковое упражнение «Кулак – ребро – ладонь».
  2. Артикуляционная гимнастика «Весёлая полянка».

(Рисунки из книги З.А. Репиной «Уроки логопедии».
Выполняем комплекс упражнений  для звуков Л, Ль, Р, Рь. («Иголочка – змейка – индюшата – ковшик – лошадка – маляр – дятел – ступеньки – барабанщик»)
Иголочка – приоткрыть рот, высунуть узкий язык, удержать. Змейка – узкий язык выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Индюшата – быстрые движения языком вперед – назад (бл-бл).Лошадка – щелканье языком. Дятел – ударять языком (т-д) по бугоркам за верхними зубами. Барабанщик – частое постукивание (д-д-д) языком за верхними зубами.

  1. Упражнение на развитие длительного речевого выдоха

«Скажи на выдохе». Счёт до 5, 7, 10. Дни недели. Скороговорка на выдохе.

  1. Упражнение на развитие логического ударения «Вопрос –

ответ».
Воспитатель произносит пословицу: «Без труда не вынуть рыбку из пруда». К каждому слову можно задать вопрос, отвечая, ребёнок делает логическое ударение на данном слове. 

Артикуляционный уклад звуков
Предлагаю вам, ознакомится с артикуляционными укладами наиболее проблемных звуков.

Артикуляционный уклад звука “С”

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
  • голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

 При произнесении звука “Сь” положение органов 
 артикуляции сходное, но губы растягиваются больше,  передняя   
 часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционный уклад звука “З”

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к кореннымзубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов    артикуляции сходное, но губы растягиваются    больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционный уклад звука  “Л”

  • положение губ нейтральное,
  • зубы сближены до расстояния 2-4 мм,
  • кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена,
  • задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены,
  • слабая струя воздуха проходит по бокам языка,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

 Артикуляционный уклад звука  “Р”

  • положение губ нейтральное,
  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
  • спинка языка опущена,
  • задняя часть языка отодвинута назад и слегка  приподнята по направлению к    мягкому небу,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • сильная струя воздуха проходит посередине,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционный уклад звука “Ц”

  • положение губ нейтральное,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • артикуляция в два этапа:
    1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних  
         зубов и образует смычку;
    2. смычка между спинкой языка и альвеолами    верхних зубов    разрывается и образуется щель, сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,
  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционный уклад звука  “Ш”

  • губы вытянуты вперед и округлены,
  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
  • средняя часть спинки языка прогибается,
  • задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • сильная струя воздуха проходит через две щели: 
    • между задней частью языка и мягким небом, и 
    • между кончиком языка и твердым небом,
  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционный уклад звука  “Ж”

  • губы вытянуты вперед и округлены,
  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
  • средняя часть спинки языка прогибается,
  • задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка имягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционный уклад звука  “Ч”

  • губы вытянуты вперед и округлены,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • кончик языка касается резцов,
  • средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,
  • весь язык несколько продвинут вперед,
  • артикуляция в два этапа:
    1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
    2. смычка между спинкой языка и альвеолами  верхних зубов разрывается и образуется щель, струя воздуха сильная и короткая,
  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

 Артикуляционный уклад звука  “Щ”

  • губы вытянуты вперед и округлены,
  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
  • кончик языка поднят до уровня верхних зубов,
  •  передняя часть спинки языка несколько   прогибается,
  • средняя часть спинки языка приподнимается к   твердому небу,
  • задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,
  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.