Карта сайта

Рекомендации музыкального руководителя.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальности, чем детство, трудно себе представить. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю  жизнь. Желая подружить с ней своего малыша, нам, взрослым, необходимо помнить следующее.

Раннее проявление музыкальности говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше – упущенное время невосполнимо!

Путь развития каждого ребенка неодинаков – требуется  время и терпение. Не прививайте своему малышу ярлык «немузыкальный», если Вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить, чем активнее общение Вашего малыша с музыкой, тем радостнее новые встречи с ней!

Музыка окружает ребенка с самого рождения. Уже в первые дни жизни у детей возникает реакция на шумы и звуки. Поэтому задачей взрослого на этом этапе является привлечение внимания ребенка к музыке, поддержание интереса  к ней.

К 2 годам нужно учить малышей подпевать концы фраз, повторяющиеся обороты: баю – баю, ля – ля, мяу – мяу. Дети этого возраста нужно учить ходить и бегать под музыку, передавать простейшие игровые  и плясовые движения по показу взрослого: притопы, хлопки, переступать с ноги на ногу и т.п.

Малыши охотно занимаются с музыкальными инструментами: ударяют по бубну, стучат деревянными палочками, трясут погремушкой.

С  3 – 5 лет музыкальные занятия становятся более дифференцированными: выделяются основные виды музыкальной деятельности дошкольников.

 

Восприятие музыки (слушание):

Для слушания предлагаются короткие, простые пьесы с элементами изобразительности.

Пение:

Дети этого возраста способны петь песни разного характера в диапазоне ре – ля. Приобретают навык хорового пения.

Музыкально – ритмические движения:

Малышей учат менять движения в соответствии с контрастной формой музыки и силой звучания, выполнять образные движения («медведь», «мышки», «кошечка») и танцевальные – галоп, поскок, «пружинки», «лодочки», выполнять движения с предметами, исполнять простые танцы.

Дети 5 – 7 лет способны различать простые жанры музыки (марш, танец, музыка), распознают звуки по высоте (выше, ниже), узнают песни по мелодии без слов. Отличительной чертой этого возраста является творчество, дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу, исполнять музыкальные сказки и детские оперы.

Самое главное для всех перечисленных этапов – чтобы дети не теряли интереса к музыке и получали эмоциональный, радостный позыв.

Развитие музыкальных способностей ребёнка в семье.

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность).

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки. Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.


Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться, наиболее полно использовать его возможности.

1.Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

2. Не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как навык слежения слухом за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно сформировано, поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

4.Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст, всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

5. В инструментальной музыке слов нет, но от этого она не становится менее интересной.

Возьмите пластинку с записью известного сочинения П.И. Чайковского «Детский альбом», каких только жизненные и сказочные ситуации не отображены в этой музыке!

Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая грёза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С.С, Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребёнком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Р. Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Весёлый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.
В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть-чуть напугает. А произведения С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.

6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представить их звучание, чтоб легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше и больше нравятся. Всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, но и за высотой звуков, быстрой их смены.

7. Постарайтесь прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время.

8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Как долго?

Внимание ребенка 3—4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами — в течение 5—7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.

Как?

Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Когда?

Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего — после завтрака или дневного сна.

Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка — самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала: он СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ и ХОЧЕТ СЛУШАТЬ!

 

Музыкальные произведения для слушания дома

- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей (оркестр, дир.Е. Светланов).

- Ж. Рамо. Курица (клавесин, исп. Г. Пишнер).

- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик» (оркестр, дир.Г. Рождественский).

- Д. Шостакович. Вальс-шутка (флейта и фортепиано). Интермеццо, Мурзилка (фортепиано, исп. В. Постникова)

- Г. Свиридов. Музыкальный момент. Весна (из Муз.иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель») (фортепиано, исп. А. Бунин, оркестр, дир. В. Федосеев).

- П. Чайковский «Детский альбом»

- Р. Шуман «Альбом для юношества» («Смелый наездник», «Весёлый крестьянин», «Дед Мороз»)

- А. Гречанинов «Детский альбом» («Верхом на лошадке», «Необычное путешествие»)

- С. Майкапар «В садике», «Пастушок», «Маленький командир».