Карта сайта

Школа молодого музыкального руководителя ДОУ
Тема: «Музыкальное восприятие »

Дата проведения:
3.02.2017г. в МДОАУ №71

Цель: повысить компетентность музыкальных руководителей по разделу «Слушание». Познакомить педагогов с методами и приемами музыкального восприятия.

Звучит музыка К. Сен-Санса «Лебедь». Муз.руководители рассаживаются в музыкальном зале. На фоне музыки Музыкальный руководитель приветствует гостей.

Муз.р. - Здравствуйте дорогие гости, мы рады снова приветствовать вас в нашем детском саду. И сегодня тема нашей школы «Музыкальное восприятие».

Музыка всюду живет

Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Чуткая музыка всюду живёт, только прислушаться надо.

Неожиданно прерывается музыка резкими звуками. Входит Снежная Королева.

Снеж. Королева – Что это за музыка здесь звучала? Просто невыносимо слушать. От этой слезливой мелодии у меня голова разболелась!

Муз.рук. – Да кто ты такая, как может разболеться голова от прекрасной музыки Сен-Санса!

Снеж. Королева – Вы меня не узнали?! Я, сама Снежная Королева! И самая лучшая музыка – это леденящие душу звуки! Послушайте – какая прелесть! Как они звучат! Холодные, монотонные, бесчувственные звуки!!!

Муз.рук.– Ну как набор звуков может быть прекрасным! Снежная Королева, все здесь присутствующие любят музыку и сами учат детей любить и понимать её.

Снеж. Королева– Ах, любители прекрасных мелодий, я сейчас заколдую вашу музыку и превращу её в холодные, ледяные звуки.А ваши маленькие дети, будут наслаждаться моими звуками. (С.К. раздаёт гостям льдинки, уходит)

Муз.рук.– Уважаемые коллеги, давайте разберёмся, почему так любит С.К. монотонные, холодные звуки и почему так милы нашему сердцу мелодии? Когда мы слушаем музыку, то происходит её восприятие, которое включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие.

Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина:восприятие музыки и музыкальное восприятие.

Музыкальным восприятием он называет восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен».

В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха.

Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Дошкольный педагог Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

Поэтому важно формировать у дошкольников именно музыкальное восприятие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства.

Характеристика музыкального репертуара и его роль в решении задач развития музыкального

Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным иувлекательным. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Индивидуальная работа через игру в дошкольных учреждениях, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальныйпедагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.

Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, и других.

Рассмотрим более подробно одно из важнейших требований, предъявляемых к репертуару для развития музыкального восприятия детей – требование художественности. Можно выделить три основных направления в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей, которые должны отвечать указанному требованию.

Первым направлением является приобщение их к миру классической музыки. Многие педагоги считают, что классическая музыка сложна для восприятия детьми и, организуя музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Народная музыка по праву считается прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальнойклассикой. Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и богаче, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

Второе направление – использование музыкального фольклора, который должен составлять основу на ранних этапах музыкального развития ребенка и соответствовать высоким требованиям художественности. Освоение фольклора значительно расширяет представления детей о культуре, традициях и обычаях народов мира. Приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должноначинаться с раннего возраста.Эффективным методом работы с детьми является игра. Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка.

Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей – песни, написанные композиторами специально для детей. Но дети очень взыскательные слушатели и далеко не каждая песня находит свой путь к сердцу ребенка. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и другими.

Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В младшем дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет) объем слухового внимания невелик и дети еще не готовы для восприятия продолжительных по звучанию музыкальных произведений. Для этой возрастной категории целесообразно выбирать небольшие произведения (музыкальный фольклор – народные песни и танцы, произведения классической музыки танцевального характера (менуэт, экосез, полька, мазурка, вальс и т.д.)), постоянно связывая музыку с движением.

По мере взросления детей музыкальный репертуар для слушания постепенно усложняется. В старшем дошкольном возрасте (от 5-ти до 6-7 лет) в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения. Так например музыкально-симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьев. «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсокого и т.д.

Под музыку П.И.Чайковского педагоги выполняют творческую работу