Карта сайта

Школа молодого специалиста

В нашем детском саду на протяжении двух лет работает школа молодого воспитателя.

Работа с молодыми воспитателями строилась по такому принципу:
«Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь…»

Доказано, что человек усваивает информацию так:
-10% того, что слышит,
-50% того, что видит,
-70% того, что сам проговаривает,
-90% того, что сам делает.

Поэтому работа с молодыми воспитателями была построена таким образом: ставилась проблема, предлагались разные варианты решения. Воспитатели, работая в группах, и по подгруппам приходили к верному решению. Одной из последних тем школы молодого воспитателя была тема по взаимодействию музыкального руководителя и воспитателя.

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от её решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей.м

Мы вывели два процесса взаимодействия. Это взаимодействие между музыкальным руководителем и воспитателем на музыкальных занятиях и вне занятий. Были представлены презентации творческого взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, а также видео-ролик, взаимодействия на музыкальных занятиях.

После площадки поступили предложения организовать школу молодого специалиста для музыкальных руководителей. И акцент сделать на классическое развитие музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма (по Б.М. Теплову).

В этом учебном году школа молодого специалиста для музыкальных руководителей будет проходить на базе детского сада № 71 (сентябрь, ноябрь, январь, март), где будут предложены темы:
1. Аттестация музыкальных руководителей (изучение нормативно-правовой базы в работе музыкального руководителя)
2. Организация музыкального занятия в ДОУ. Структура и содержание.
3. Развитие у детей дошкольного возраста музыкального восприятия (все возраста)
4. Педагогическая технология развития певческих умений у детей дошкольного возраста.

Рекомендации:
1.Организовать работу Школы молодого специалиста для музыкальных руководителей на базе МДОАУ «ДСКВ №71 «Лучик»
2.Утвердить план работы Школы молодого специалиста
3. Привлечь опытных педагогов к работе Школы молодого специалиста

Школа молодого специалиста для музыкальных руководителей.

Организация музыкального занятия в ДОУ.

Структура и содержание.

Цель: повысить компетентность молодых специалистов ДОУ в организации музыкальных занятий и её структуре.


Основная форма образовательной деятельности с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Так, например действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться с новыми, более сложными действиями.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.


Дети от природы наделены яркими способностями. Но взрослым необходимо как можно раньше создать максимально-благоприятные условия для их развития. Музыкальные занятия направлены на развитие у детей дошкольного возраста музыкально-творческих, интеллектуальных и умственных способностей. Программа по музыкальному воспитанию решает следующие задачи:

  • Формирование навыков восприятия произведений музыкального искусства;
  • Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;
  • Развитие воображения и музыкальной памяти.

Выше перечисленные задачи решаются с учётом возрастных особенностей детей, уровня их психологического, интеллектуального и физического развития.

Для реализации этих задач в музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • восприятие
  • исполнительство
  • творчество
  • музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности:

  • Восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может сопутствовать остальным видам.
  • Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.
  • Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

Восприятие музыки Исполнительство творчество Музыкально-образовательная деятельность
Восприятие музыки специально созданной для слушания Пение Песенное творчество Знания общего характера
Восприятие музыки в связи с ее исполнением Музыкально-ритмические движения Музыкально – игровое и танцевальное творчество Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности
Музыкально дидактические игры Игра на музыкальных инструментах Игра на музыкальных инструментах

Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.

- С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. - Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. - Ритмическое чувство находит выражение в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.

Структура и содержание.

Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.

Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д) чего нет, скажем, на занятиях по рисованию, лепке, математике и др.

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, - различные по тематике, настроению.

Другая трудность — последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать.

Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.

Аналогичен процесс обучения ритмике — в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные ее элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.

Требования к построению занятия

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.

Рассмотрим эти требования.

Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.

В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально - ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия).

Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания.

После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2—3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме дидактической игры, оркестра


веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.


Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим.

И наконец, еще один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «встреча весны» и т. д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребенка.

Структура занятия должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.

Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

В заключение площадки, педагоги проделали практическую работу. Разделились на группы и разработали структуру доминантного, тематического и комплексного занятия.

Школа молодого музыкального руководителя прошла в творческой обстановки. Молодые музыкальные руководители закрепили знания структуры музыкального занятия теоретически и практически.

Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее преодолеть трудности.

Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. п. Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими. Можно наметить примерную схему организации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. Вместе с тем сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает руководителю динамично и разнообразно вести обучение.

Организация занятий определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Педагог выясняет причину отставания ребенка, объясняет и показывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания. Достаточно позаниматься с отстающим 3—4 раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе. Однако в дальнейшем педагог продолжает наблюдать за ним и по мере необходимости опять привлекает на некоторое время к индивидуальным занятиям.

Могут иметь место занятия с небольшой группой, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных инструментах, разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от других и т. д. Занятия небольшими группами и индивидуальные носят эпизодический характер, проводятся по мере необходимости, когда имеются соответствующие условия.

Если сопоставить возрастные задачи музыкального воспитания, можно отметить следующее:
- в работе с детьми разных возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, и этим создается преемственность в музыкальном воспитании и развитии дошкольников;
- сфера основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества, игры на детских музыкальных инструментах, и появляется возможность обучать детей элементам музыкальной грамоты.

Задачи музыкального воспитания и образования решаются в ходе обучения. Детям рассказывают о музыке, знакомят с выразительными средствами, обращают внимание на форму произведения: на характер контрастных частей, фраз. Ребята запоминают некоторые понятия, например: «музыкальное вступление», «запев и припев», «музыкальная фраза» и т. д. Дети не просто говорят о музыке «весело — грустно», но и «нежно», «приятно», «ласково», «печально», «скучно», «сурово».

Главная задача — практическое овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движений и игры на инструментах. Дети легко справляются с заданием если понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения. Овладевая этим навыком, ребята одновременно получают некоторые сведения о содержании, характере музыки, ее исполнения.