Карта сайта

Научно-методическая работа
Школа молодого воспитателя
Тема: «Место игры в жизни дошкольников»

Место проведения:
МДОАУ «ДСКВ №71 «Лучик» г.Орска»
18.03.2015г
Ответственные:
Ст.воспитатель – Галушкина Л.Ю.,
Педагог-психолог – Давлетшина В.И.

Цель: Показать значимость игры в жизни ребенка-дошкольника, познакомить с различными видами игр и их структурными компонентами.

Структура семинара:
I. Мотивация педагогов нам предстоящую деятельность Сегодня наша встреча будет посвящена игре, ведь «детство – это игра, а игра – это детство». И мне хотелось бы, начать нашу встречу словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Давайте сейчас окунемся в мир нашего детства и вспомним, в какие игры вы любили играть дома, в детском саду, школе, во дворе? С Кем вы любили играть: со старшими детьми, младшими, с ровесниками, со взрослыми?

Ведущие вместе с педагогами вспоминают свои детские игры

Ведущий предлагает встать участникам семинара в круг и под музыку начать передавать «Волшебный мешочек». По окончанию музыки у кого в руках оказался мешочек, тот должен из него достать один кубик. Мешочек передается до тех пор, пока все кубики не будут у педагогов (на кубиках надписи игр). Те, у кого оказались в руках кубики назначаются ведущими той игры, которая у вас написана на кубике: сюжетно-ролевой игры, дидактической игры, подвижной игры и театрализованной игры. Прошу ведущих (капитанов) каждому занять свой стол, а остальных коллег к ним присоединиться.

II. Основная часть

Мы предлагаем вам посмотреть видеоролик (педагоги смотрят видеоролик, где в групповой комнате дети занимаются различными видами деятельности, кроме игровой. В видеоролике педагог интересуется, чем занимаются дети, интересно ли им). После просмотра видеоролика ведущий просит проанализировать показанный материал.

Вместе с педагогами ведущие анализируют, почему так мало внимания уделяется игре в детском саду.

Исследователи отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов. А самая главная проблема – это отсутствие мотивации у педагогов: сами не умеют играть, либо не хотят играть и обучать детей игре.

Что же нужно сделать, чтобы нужно вернуть в детский сад игру. А давайте сегодня с вами мы попробуем вернуть ИГРЕ достойное место в жизни ребенка-дошкольника.

Мы сейчас вместе с вами попробуем определить общую структуру для всех видов игр, которая поможет вам при организации игры.

Как вы думаете, с чего начинается организация игры?Верно, Первый компонент структуры любой игры – это мотивационный (слайд). Он связан с потребностями, мотивами, интересами, определяющими желание детей принимать участие в игре. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре вызвать: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Педагог заинтересовывает детей и создает радостное ожидание от интересной игры, вызывает желание играть.

Вы создали мотивацию, следующие ваши шаги? Правильно, также выбрать средства игровой деятельности, обозначить правила игры, распределить роли, если того требуют правила игры. Этот компонент называется – ориентировочный.

После того как создали мотивацию, выбрали средства игровой деятельности, мы переходим к осуществлению …. Самой игры. Этот этап называется – исполнительный. Педагог на этом этапе выступает либо как наблюдатель, либо как равноправный партнер, умеющий вовремя придти на помощь и справедливо оценить поведение детей в игре. Следующий компонент заключительный (либо контрольно-оценочный) применяется в зависимости от вида игры.

В детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • подвижные;
  • дидактические.

Давайте рассмотрим каждую из игр.

Дидактическая игра

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Воспитатель использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д.

Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать. Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид.игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.

Сейчас вашему вниманию опыт работы представит воспитатель ДОУ №60 Горюнова Евгения «Сенсорное развитие детей»

Подвижные игры

Гораздо полезнее и интереснее 1-2 раза в день посвятить хотя бы 15 минут подвижным и активным играм. В идеале - на улице, но если погодные условия не позволяют - в музыкальном или спортивном зале и даже в группе.

Подвижные игры в детском саду имеют 2 основные цели.

  • Первая - эмоциональная и физическая разрядка растущего организма. Сброс накопившейся энергии (не всегда только положительной), напряжения, и т.д. Получаса будет больше чем достаточно, чтобы каждый из них "угомонился" и был готов к дальнейшим спокойным занятиям.
  • Вторая цель - воспитательная и развивающая. Правила игры определены, за ними надо следить, их надо помнить и нежелательно нарушать. Проворонив, забыв, не успев - ты же выбываешь, а это грустно, хотя и справедливо. Таким образом, подвижные игры не меньше чем специальные занятия с геометрическими фигурами, пластилином или счетами, развивают внимание, координацию, воображение и память детей.

Один из ведущих предлагает поиграть в игру «Паровозик», внешним видом и своей интонацией показывая равнодушие и незаинтересованность к проведению данной игры.

Второй ведущий предлагает поиграть в ту же игру, делая это живо, с интересом, эмоционально.

Проводится игра с последующим анализом: почему в первый раз не хотелось играть в игры, а во второй встали все.

Стоит ещё отметить вот что: желательно, чтобы за расшалившимися малышами во время беготни наблюдали двое взрослых. Особенно, в таких конкурсах, где кто-то "проигрывает", "выходит вон". Чуточку обиженных и расстроенным детишек нужно будет утешить и чем-то занять, в то время когда остальная часть группы продолжает игру.

Нужно следить за тем, чтобы организованное мероприятие не превратилось в свалку, драку. В случае потери контроля стоит игру прекратить, детей успокоить и объяснить им правила поведения. Спокойно и без раздражения, поскольку перевозбудившиеся от свободы дошкольники информацию воспринимают с трудом, а для того, чтобы успокоиться, им нужно некоторое время.

Сбор на игру. Собрать детей на игру можно различными приёмами. Так, ещё до выхода на участок, где главным образом организуются игры, воспитатель говорит детям средней и старшей групп о том, что на участке будет проведена игра. Он договаривается с детьми, что как только он их позовёт, ударит в бубен или позвонит, они соберутся около него или в определённом месте площадки. В старшей группе можно иногда поручить нескольким детям собрать своих товарищей на игру, распределив заранее, кто кого позовёт. Сбор на игру не должен превышать 1 - 2 минут. Длительный сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их.

Руководство игрой. Перед проведением игры необходимо создать у детей интерес к игре, особенно в группе малышей. Заинтересованность детей игрой помогает лучшему усвоению её правил, более чёткому выполнению движений. Подвести детей к игре можно путём вопросов или с помощью показа игрушки, картинки. Можно заранее рассказать детям сказку или прочитать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встретятся в игре. Так, игру в автомобили хорошо провести с малышами после того, как они наблюдали на улице движение автомобилей.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом.

Объяснение игры. После того, как дети соберутся на игру, рассказать им её содержание и сообщают название.

При объяснении игры взрослый должен стоять так, чтобы его видели все дети. Если дети стоят в шеренге, сидят полукругом или свободно сгруппировались около руководителя, он становится к ним лицом. Если дети стоят по кругу, педагог занимает место рядом с детьми, но не в центре круга, так как, находясь в центре круга, он не увидит ту часть группы, которая расположена позади него.

Изложение содержания игры, объяснение её правил должны быть краткими, чёткими.

Проведение игры. В процессе игры взрослый следит как за поведением всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Следит, чтобы дети не переутомлялись.

Окончание игры. Закончить игру можно по-разному. Так, иногда, заканчивая игру, особенно в средней и старшей группах, воспитатель подводит итог: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнял правила, выручал товарищей; воспитатель называет и тех, кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть. Игру можно закончить организованным уходом детей, или, если позволяет тематика игры, можно иногда уход с площадки или из зала сделать, продолжением игры. Например, если дети играли в автомобили или в лошадки, воспитатель предлагает ехать на автомобилях или на лошадках «домой», т.е. в групповую комнату.

Уважаемые воспитатели! Не ленитесь устраивать малышам праздник беготни и прыжков, шума и визга. Это чрезвычайно полезно и, при соблюдении указанных нами моментов, совершенно безопасно!

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно – ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
  • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

Длительность сюжетной игры:

в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Прежде чем, вы будете организовывать, и проводить сюжетно – ролевую игру, необходимо изучить особенности сюжетно-ролевой игры.

При организации сюжетно – ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его игровой замысел.

В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов – заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.

Выделим основные моменты методики сюжетно-ролевой игры.

  1. Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.
  2. Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры необходимо стремится к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.
  3. Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, необходимо использовать во время распределения ролей считалки, фишки, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.
  4. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры необходимо, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, внесение новых атрибутов для игровой мотивации и т.д. Замысел игры возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения.
  5. Сохранение игровой ситуации. Чтобы сохранить стойкий интерес к игре нужно задать тон в обращении с играющими детьми, стараться обыгрывать любое дело детского коллектива, в ходе сюжетно - ролевой игры включать развернутые творческие игры, используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.
  6. Завершение игры. Разрабатывая план игры, заранее предполагаем концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов.

Театрализованная игра

Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений и т.д.

Уважаемые коллеги, я надеюсь, что вы пополнили свои знания об организации различных игр.

А теперь, уважаемые коллеги напишите, какую роль занимает педагог при организации каждого из вида игр.


Ведущий обобщает высказывание педагогов.

III. Заключительный этап

Мы надеемся, что сегодняшняя встреча изменила ваше отношение к игре, вызвала интерес к ее проведению. Только в игре вы сами можете почувствовать себя ребенком и окунуться в мир детства (педагоги заполняют бланки обратной связи)

До свидания!