Карта сайта

Школа молодого воспитателя
Тема: Формирование профессионально важных качеств педагога. Личностные качества. Разрешение конфликтных ситуаций (педагог-педагог, педагог-родитель)

Место проведения: МДОАУ «ДСКВ №71 «Лучик»

Дата проведения: 28 февраля 2017г.

Ответственные: старший воспитатель Галушкина Л.Ю., педагог-психолог Давлетшина В.И.

Цель: содействовать осознанию участниками своего поведения в конфликтной ситуации

Задачи:

  • проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
  • раскрыть основные причины возникновения конфликтных ситуаций в системе педагог-педагог, педагог-родитель;
  • Формировать умение педагогов находить оптимальные пути разрешения конфликтов.

Структура занятий

I. Мотивирование педагогов на предстоящую деятельность (введение в тему, создание специально конфликтной ситуации ведущими между собой)

1-ый ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады, что вы нашли время и пришли на нашу заключительную площадку школы молодого воспитателя. Посмотрите на картинки, можно ли сравнить нашу работу с данными изображениями: вулкан, цирк, книга, компьютер (Ответы педагогов).

Известный французский писатель Антуан де сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Общение людей – тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают полноценно работать.

2-ой ведущий: (входит второй ведущий): Что вы уже начали?

1-ый ведущий: Да, уже подошло время. Неудобно заставлять гостей ждать.

2-ой ведущий: А что трудно было меня позвать.

1-ый ведущий: Я заходила в кабинет, Вас там не было. Бегать по детскому саду у меня нет времени.

2-ой ведущий: Мы всегда ждем 5-10 минут. Ладно, давай начинать. Молодец, ты еще взяла мой планшет.

1-ый ведущий: Да какая разница.

2-ой ведущий: Это мой планшет, я не люблю когда берут мои вещи. Пора бы это запомнить. Начали без меня, планшет забрали. Можете тогда проводить площадку сами.

II. Основная часть

2.1. Разбор ситуации:

1-ый ведущий: Свидетелями чего вы сейчас были? (ответы воспитателей). Что вы понимание под словом конфликт? (ответы воспитателей)
Сегодня наша площадка формированию личностно профессионально важных качеств, это в общем, а в частности, разрешению конфликтных ситуаций: педагог-педагог, педагог-родитель. Сегодня мы рассмотрим, что такое конфликт, причины влияющие на возникновение конфликтных ситуаций и как вести себя в конфликтных ситуациях.

- На конфликт, как наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» (педагоги работают в командах)

Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных последствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов.

Первый ведущий подводит итог высказываниям команд.

Отрицательной стороной последствий конфликтов могут стать последующие споры, ссоры, затяжная позиционная борьба, разрыв отношений, борьба за свои права, обиды, непонимание, безнадёжные попытки доказать свою правоту. В результате чего у нас складывается мнение, что конфликт это явление всегда негативное и нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто, чего следует избегать, так как каждое агрессивное действие приводит к ответному действию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт может заставить играть людей роли, которые противоречат их естеству.

Но, конфликт может играть и положительную (позитивную) функцию

  • Конфликт – это нормально, он неизбежен и неотвратим и поэтому выступает как естественный фрагмент человеческой жизни;
  • Конфликт не надо воспринимать как однозначно деструктивное явление, приводящее к разрушениям, это один из главных процессов играющих конструктивную роль в сохранении жизнеспособности и устойчивости социального целого;
  • Конфликт содержит в себе позитивные потенциальные возможности и продуктивная конфронтация происходит вследствие того, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию;
  • Конфликт может быть управляем, с ним можно работать уменьшая его деструктивные последствия и усиливая конструктивные возможности.

2.2. Второй ведущий: Что приводит к возникновению конфликта между родителем и педагогом, педагогом и педагогом?

Первая подгруппа должна посмотреть на конфликт глазами родителей. Вторая подгруппа – глазами педагогов. Затем представители от команд должны представить свои точки зрения (работа в подгруппах, ведущие присоединяются к работе групп, анализ разных точек зрений на конфликт)

Первый ведущий делает общий вывод:

Если говорить об общих причинах возникновения конфликта, то можно отметить, что они возникают из-за:

  • Недостатков общения;
  • Непонимания
  • Неверных предположений;
  • Отсутствия сочувствия
  • Личностных качеств
  • Противоречиях в позициях, взглядах, убеждениях

Очень часто мы сами создаем конфликтные ситуации в общении с родителями своими суждениями и высказываниями, которые порождают со стороны родителей протест, ущемляют их самолюбие, настораживают и настраивают против вас:

  • выносим суждения о воспитаннике «вы слишком мало уделяете времени воспитанию дочери»;
  • поучаем и начинаем «учить жизни» родителей «на вашем месте я бы поступила….»
  • ставим «диагнозы», говорим категоричные высказывания «ваш ребенок не умеет себя вести», «вам нужно обратиться по поводу ваших отклонений в поведении вашего сына и дочери к психологу»;
  • выпытываем информацию, не касаемые педагогического процессе;
  • разглашаем информацию, которую родители хотели бы сохранить в тайне;
  • Конфликт «педагог-родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник-подчиненный», а не в русле партнерского взаимодействия «на равных» Воспитатель выступает как обвиняющая сторона. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя.

Со стороны родителей:

  • Не уважение к молодому педагогу, проявляющееся в игнорировании рекомендаций, просьб, высокомерном, иногда грубом общении с воспитателем; в различного рода обвинениях.

2.3. Тренинг разрешения конфликтных ситуаций.

2-ой ведущий: У каждого из нас выработалась своя стратегия поведения в конфликтных ситуациях, которая может как приводит к разрешению конфликтных ситуаций, так и усугубить их.
Сейчас первая подгруппа – это жильцы дома, у которых отключили холодную воду.
Вторая подгруппа – работники ЖКХ (слесаря, мастер) обещают включить воду через две недели.
Каждая из сторон будет отстаивать свою точку зрения, не слышать друг друга. Допускаются выкрики, перебивания, повышение голоса (работа подгруппами).

1-ый ведущий:

  • Произошел конфликт между двумя сторонами
  • Как вела себя каждая из сторон?
  • Какие чувства испытывала каждая из сторон?
  • Этот конфликт привел к решению проблемы?

А сейчас давайте разыграем противоположную ситуации, где стороны должны договориться между собой и решить конфликт (работа подгруппами).

  • Что сейчас вы чувствует по отношению друг к другу?
  • На ваш взгляд, вам удалось достичь решения вопросов?

2-ой ведущий: К сожалению, поведение в первой ситуации характерно зачастую в ДОУ. Приемлема ли такая стратегия поведения в конфликте со стороны педагога? (ответы педагогов).

А сейчас, мы вам предлагаем алгоритм разрешения конфликтных ситуаций:

  1. Выслушать собеседника(не дав родителю возможность выговориться, мы не погасим его негативные эмоции и не сможем впоследствии донести свою точку зрения. Слушайте молча, не поддерживайте высказывание репликами, взглядом, кивками головы. Сохраняйте спокойствие)
  2. Уточнить (Для родителя очень важно показать, что вы правильно поняли суть высказанной претензии. Для этого надо просто ее своими словами) «Если я вас правильно поняла, то произошла следующая ситуация…»
  3. Извиниться или выразить сожаление (приносите извинения в случае обоснованной или спорной претензии «Приношу свои извенения…». Если претензия не обоснована, выразите сожаление «Мне очень жаль, что произошла такая ситуация»).
  4. Принять решение (помните, что родители ждут от вас решения проблемы) «В следующий раз я буду внимательна»

1-ый ведущий: Уважаемые коллеги, давайте разыграем с вами конфликтные ситуацию, которые происходят в нашей профессиональной деятельности между педагогом и педагогом и педагогом и родителем (педагоги по подгруппам разыгрывают ситуации).

Подводится итог мероприятия. Педагоги заполняют лист обратной связи.